Позолоченное поколение
Если переместиться в сегодняшнюю Россию, какой она запечатлена на фотографиях Складманн, напрашивается мысль, что кое-что остается неизменным. Анна Складманн впервые побывала в Москве в 2000 году, будучи подростком, родители повели ее на новогодний бал-маскарад. «Чопорность мероприятия и неестественное самообладание в поведении детей произвели на меня сильное впечатление: на Западе редко увидишь таких серьезных детей — в них поощряют шаловливость. Я неожиданно для самой себя задумалась о новом обществе, которое складывается в России, о том, как формируются его наследники», — вспоминает Анна.
В серии фотографий Анна решила снимать детей богачей в возрасте 6-12 лет в привычной для них среде. По замыслу автора дети изображают взрослых, примеряя на себя свои будущие роли в обществе. Ведь некоторым из них, вполне вероятно, будет суждено руководить Россией.
Дети на снимках действительно выглядят уверенными в себе и порой даже надменными. Выражение лиц вполне объяснимо, ведь нувориши воспитывают детей с установкой, что именно они вскоре станут элитой и поэтому уже должны вести себя как маленькие взрослые.
В интервью немецкому журналу Spiegel Анна рассказала, как начинался проект. По ее словам, два года назад она познакомилась с 8-летней Настей. Дочка состоятельных родителей пригласила Анну к себе домой, и она стала ее фотографировать в английском чайном домике ее родителей и в марокканской бане. Потом Складманн познакомилась со сводным братом Насти и ее друзьями.
По словам Анны, когда она начинала проект, она была совсем юной, поэтому родители детей, которых она снимала, воспринимали ее на одном уровне со своими отпрысками. Одним из условий проведения съемок, говорит Анна, был запрет на публикацию фамилий. Тем не менее, некоторые фамилии все же можно вычислить, если изучить детали описания фото или ввести в поисковики редкие имена детей.
Как рассказала Анна немецкому изданию, все портреты являются постановочными, а перед съемкой она пыталась выяснить, о чем мечтают дети, и на этой информации строила сюжет фотографий.
На вопрос, означает ли тот факт, что ни один ребенок на ее фотографиях не улыбается, что у этих детей нет детства, Складманн сказала, что они живут в замкнутом мире. Некоторые выходят из него, посещая, например, балетную школу. Их родители пытаются наверстать пробелы эпохи СССР и хотят, чтобы у их детей было все самое лучшее. Они берут частные уроки языка, плавают, играют в теннис. Жизнь детей проходит по строгому плану, и они вынуждены быстрее взрослеть.
Складманн рассказала об одной из своих героинь Яне, которая в 9 лет идеально говорит по-английски. По словам Анны, когда она захотела ее снять, родителей девочки не было дома. Тогда Яна сама позвала прислугу, а потом начала отдавать распоряжения своим русской и английской няням. Перед фотосессией девочка сама решила, какую одежду она наденет. Для книги Анна выбрала снимок, который она сделала, когда Яна уже устала играть свою роль и расслабилась.
Герои Анны Складманн
На одной из фотографий Анны запечатлен мальчик, которого называют Антошкой. Одетый в костюм гусара ребенок застыл в статичной позе на фоне великолепной белой гостиной с хрустальной лампой на потолке. По словам Анны, он согласился сняться только вместе с девочкой, в которую влюбился. Они познакомились в школе и участвовали в одном школьном спектакле. Для съемок Антошка нарядился в костюм, который надевал для спектакля. Было заметно, что гусарский костюм мал и не очень ему нравится. Однако есть вещи, которые вы делаете ради любви в любом возрасте.
На другом снимке показан 9-летний Яков. У него уже есть собственная коллекция оружия, по большей части автоматов Калашникова. Когда фотограф пришла в комнату мальчика, она увидела, как он играет с оружием. Яков изображал в шутку, как он расстреливает балерин на экране работающего телевизора. С немецким автоматом времен Второй мировой войны наперевес мальчик и снялся.
Сема снялся на природе рядом со своим сказочным деревянным домиком, где он может побыть один. Несмотря на, казалось бы, располагающую к отдыху обстановку, Сема позирует в строгом сером костюме и бордовой жилеткой.
Были среди моделей и застенчивые дети. Так, Соня снялась в воздушном белом платье, сидя на фоне камина на шкуре медведя. По словам Анны, ей с трудом удалось убедить ее надеть это платье и позировать в нем.
Еще один мальчик Вадим, как и Сема, позировал в костюме — черном пиджаке, клетчатых брюках и красной бабочке. Фотосессия проходила на террасе на крыше дома, где живет Вадим. Ребенок гордо смотрит в объектив фотоаппарата, а за его спиной раскинулась обширная панорама Москвы.
Сняла Анна и двух двойняшек — Илону и Эллу. Девочки очень нервничали, когда оказались в маленькой лодке на воде. Их мать кричала с причала: «Будьте смелее и позируйте». Когда же близняшки поняли, что им не на кого рассчитывать, они взялись за руки и держались вместе до конца съемки.
Вову Анна снимала в театре, принадлежащем его дедушке. По словам Анны, когда она впервые спросила Вову, кем он хочет быть, он сказал, что археологом. Через некоторое время он передумал и сказал, что рассчитывает стать Человеком-пауком. В итоге фотосессия прошла на сцене Театра оперетты его дедушки.
Новые богачи «воспитывают детей с идеей, что они станут элитой и должны вести себя совсем как маленькие взрослые», говорит автор проекта. В проекте «затрагиваются такие темы, как диктат устремлений семьи, понятие нормальности, утрата детства и перманентная тяга к славе», — отмечает она.
Эти дети «осознают свое уникальное место — свои отличия от большинства», говорит старший куратор ММСИ Ирина Чмырева. Отпечаток этого сознания виден на их лицах, считает она.
Именно эти дети, когда они вырастут, осуществят знаменитое пророчество Токвиля о том, что Россия, страна между Востоком и Западом, займет место на мировой арене в качестве соперницы США. Эти «маленькие взрослые», похоже, готовы, несмотря на юный возраст, бросить вызов миру.
Билл Кувенховен | Independent