Провал газопровода Nabucco. Безальтернативная российская энергетика
Широко разрекламированный проект строительства трубопровода Nabucco, который должен был снизить зависимость Европы от российского природного газа, по имеющимся данным, «близок к краху». Вообще-то Nabucco ведет себя подобно зомби, упорно отказываясь умирать; и вполне возможно, что в ближайшем будущем этот труп снова каким-то образом реанимируют. Однако не будет большим преувеличением сказать, что Nabucco с определенной точки зрения уже потерпел неудачу.
Nabucco всегда был чем-то большим, нежели трубопроводом для перекачки газа. Это был проект, призванный продемонстрировать единство Европы в противостоянии грубым манипуляциям и ухищрениям путинской нефтяной империи. Эта заезженная комедия ошибок наглядно показала, что даже в вопросах, имеющих якобы стратегическую значимость, Европейский Союз проявляет вызывающую смех некомпетентность и неспособность. Nabucco задумывался как проект, реализовав который, эффективные и современные европейцы покажут этим отсталым русским, как надо работать. Но вместо этого он превратился в посмешище. Будь вы кремлевским пропагандистом, изобретающим сценарий, который должен показать, что европейцы это просто свора грызущихся между собой хвастунов, вам все равно не удалось бы сделать это лучше, чем это сделал трубопровод Nabucco.
Между тем, с тех пор как начались дискуссии о Nabucco, якобы неуклюжие и некомпетентные русские уже построили один крупный газопровод, а к концу 2012 года приступят к прокладке другого. Не нужно представлять себе Газпром как какую-то супер-эффективную бюрократическую машину прусского образца, чтобы заметить один вполне очевидный факт. Несмотря на всю коррупцию и бесхозяйственность этой компании, она за последнее десятилетие добилась явного прогресса в реализации свое грандиозной стратегии по снижению зависимости от Украины и от других транзитных компаний, а также в заключении долгосрочных контрактов с крупными энергетическими фирмами Европы. К 2012 году Газпром закрепился на своих позициях в Европе прочнее, чем когда бы то ни было. И крайне сложно представить себе Европу, в которой Газпром или другие российские компании, такие как «Новатэк», не играют исключительно важную роль.
Я думаю, что страхи по поводу коварной энергетической монополии Москвы изрядно преувеличены, ибо доля России в поставках природного газа в европейские страны с 2001 года заметно снизилась. И тем не менее, совершенно ясно, что Россия будет и впредь иметь большое значение. Очень большое. Это должно казаться очевидным фактом, однако сейчас идут активные, хотя и необоснованные радостные разговоры о будущем европейского газового рынка (вспомните, например, чрезвычайно оптимистичную статью, появившуюся недавно в New York Times) и о прямо-таки магической способности сланцевого и сжиженного газа снизить цены.
Несмотря на всю эту болтовню о зарождении нового и смелого мира без Газпрома, где будет полно сланцевого и сжиженного газа, в действительности мы наблюдаем постоянные неудачи с поиском и разведкой сланцевого газа в Европе, жестокие морозы, приведшие к резкому скачку газовых цен и наглядно продемонстрировавшие сохраняющуюся актуальность Газпрома, а также надвигающееся закрытие атомных электростанций в Германии (что, из-за действующей в ЕС системы разрешений, существенно увеличит долгосрочный спрос на природный газ во всей Европе).
Так что, хотя Газпром во многом кажется реликтом и промышленным колоссом, раскинувшим свои сети по всему континенту и владеющим буквально всем, от футбольных команд и банков до телевизионных каналов и газет, провал проекта Nabucco показывает, что эта компания по-прежнему играет важнейшую роль в европейской экономике и будет сохранять свою значимость на всю обозримую перспективу. И если вы дожидаетесь того дня, когда русские уже не будут ведущими игроками на энергетическом рынке ЕС, ждать вам придется очень долго.