Режиссер Андрей Кончаловский: «Россия — современная феодальная страна»
Прошли выборы президента, и комментариев по этому поводу вы уже наслушались выше крыши! Выборы доказали, что большинство россиян не видят в данный момент иного лидера, кроме Путина. Как говорится: «Народ всегда прав — ему виднее…» У меня же есть некоторые надежды на изменение политики власти, и я надеюсь, что власть врубится и поймет, что никакие новые школы, больницы, местное самоуправление и самые продвинутые нанотехнологии не избавят Россию от средневековых взаимоотношений между людьми. Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке! И муж за рулем «Роллс-Ройса» будет обращаться со своей спутницей в добрых традициях XIV века.
Но пока как Кремль, так и большинство россиян не отдают себе отчета, в каком обществе мы живем. Вот мне и хотелось бы разобраться, на сколько веков мы отстали от Европы. Нам от Европы никуда не деться — мы не Китай и не Индия, на Руси восточное христианство хоть почти и не развивалось с V века — все равно религия европейская.
Выехав в Европу, мы всегда удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают мусор из окон, водка не паленая и т. д., а приехав домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный образ жизни, в котором родились.
Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них», и мы ищем объяснений то в плохом начальстве, то в 70 годах советской власти, то вообще в неправильном президенте. И что важно — мы не одни задаемся подобными вопросами. Многие мыслящие люди и в Африке, и в мусульманском мире пытаются найти ответ на эту загадку. И никто не подозревает, что ответ будет неожиданным, — на мой взгляд, дело в том, что Россия, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в другом историческом измерении, а точнее, в средневековье. Естественно, мы не знаем и не замечаем этого, ибо невозможно объективно оценить окружающую тебя среду, находясь внутри. Ведь всегда понять других легче, чем себя.
Я убежден: разные цивилизации развиваются с РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ.
Повторяю, понять это нелегко! Подобно тому, как средневековому человеку было невозможно представить, что в тот момент, когда он просыпается, на другой стороне планеты миллиард людей ложатся спать, так и нам трудно ощутить разницу в уровнях исторического развития народов.
Разницу в часовых поясах можно ощутить, мгновенно перенесясь с помощью самолета в другую часть света, ибо временная разница вызывает физический дискомфорт — расстройство биоритмов, человек страдает головной болью, засыпает не вовремя и т. д., и нужно некоторое время, чтобы приспособиться к другому часу суток (по-английски это называется словом jetlag). Так вот, применительно к разнице в уровнях развития различных народов я бы использовал понятие «исторический jetlag».
Внешние приметы современности, общедоступные по всему миру — кока-кола, «Макдоналдс», «Мерседесы», джинсы, рэп и «Гарри Поттер», — обманчивы, они не меняют веками устоявшихся глубинных ценностей, определяющих поведение человека той или иной культуры. И в Саудовский Аравии неверной жене могут рубить голову, в то время как ее муж, поменяв свою джалабию на костюм от Бриони, катается в «Бентли» по Лондону!
И когда я сегодня слышу, что кто-то говорит шутя: «это какое-то средневековье!» — я серьезно усматриваю в этом истину.
От опричнины до бюрократии
Давайте разберемся, чем определяется средневековье и почему мое утверждение, что Россия живет в феодализме, справедливо.
Феодализм (от feudum — земельный надел) — европейский общественный строй в средневековой Европе — имел два основных класса — феодалов (землевладельцев) и крестьян, работающих на этой земле и платящих подать владельцу земли. Там была еще такая прослойка вооруженных рыцарей, служилых людей, которые защищали земли феодала от набега иноземцев, захвата, ну вроде крыши, и паразитировали за счет того же земледельца.
Настоящего феодализма на Руси не было, так как не было феодалов, которые могли ограничить власть князя, а были сатрапы, целиком зависящие от Великого князя. А вместо рыцарей были свои служилые — княжеская дружина, которая подобно рыцарям кормилась за счет оброка с земледельца — «тяглового сословия». Поскольку в России не было условий для возникновения независимой буржуазии, служилые люди, кормившиеся за счет труженика, не встречали оппозиции. При Иване Грозном это были опричники, потом становые, чиновники, судьи, губернаторы — это паразитирующее сословие оставалось вплоть до реформ Александра II. Я, конечно, упрощаю исторический процесс, чтобы не заморачивать вам головы. Позже, при советской власти, возникла новая форма паразитизма — партийная бюрократия, и грабеж в СССР осуществлялся при посредничестве государства.
С перестройкой и распадом советской власти народ, получивший первый раз в жизни неограниченную свободу, по-своему воспользовался ею и стал быстро возвращаться к своей естественной культуре. Средневековые традиции русских возродились во всей своей красе! Посмотрите окрест себя — куда ни глянешь, братки и крыши, рейдерства и убийства за отказ платить дань или делиться своими активами! Суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить закон любого представителя власти. Сопротивляться бесполезно: жаловаться некому — судьи глухи! Ссы в глаза, как говорится… Кущевская по всей стране — даже рабство возродилось, недаром в Кущевке судят за это мать Цапка! Что это, как не феодализм?
Почему это так? Каждая эпоха вырабатывает базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. У нас эти ценности сформировались там, в средневековье, и с тех пор не изменились.
Возьму только четыре понятия, которые, на мой взгляд, главные.
Отношение к богатству
Как мы относимся к богатству? Радуемся ли мы, если видим что наш сосед стал богат? К сожалению, наоборот: «Наворовал, схитрил, словчил — вот бы отнять и разделить поровну!» — эта мысль так и свербит где-то в мозжечке. И хотя эта ненависть бывает справедливой по отношению к изворовавшимся чиновникам, неприязнь ко всем успешным людям в России повсеместна. В феодальном сознании возвышение соседа воспринимается как угроза собственному благополучию.
Вот как описывает его американский антрополог Джордж Фостер: «…крестьянин рассматривает окружающую его реальность как место, где все нужные для жизни вещи (земля, деньги, здоровье, дружба и любовь, положение в обществе и власть) существуют лишь в ограниченном количестве и всегда дефицитны… В типичном крестьянском (читай — феодальном) обществе стойко убеждение, что отдельная личность или семья могут процветать исключительно за счет других. Помните поговорку: «У соседа корова сдохла — пустяк, а приятно!»
Итак, идея ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ богатства — основа феодально-общинного сознания. Ее возникновение объяснимо.
В те далекие времена богатство измерялось количеством земных владений («феод» — по-латыни это надел земли). Земля на планете существует в неизменном количестве, поэтому землю можно только перераспределить. Отношение феодала к деньгам, как к земле, которая может только перераспределяться, рождало вывод, что «обогащение другого всегда идет за мой счет».
Но в XIV веке появляется новый класс — буржуа, который не связан с землей и обогащается своим умением, торговлей, ремеслами. Концепция богатства начинает меняться. Эффективнее ты работаешь, больше ты приобретаешь. Можно не зависеть от феодала, герцога и самого короля! Возникает новое понимание богатства — как постоянно прирастающей величины в результате повсеместных усилий человечества! Это была революция в сознании, которая положила конец эпохе феодализма. Богатеющий класс буржуазии — ремесленники и купцы — стал требовать большей самостоятельности и создавать города-республики, независимые от властителя.
На Руси возникновение городов с самоуправлением было безжалостно прервано — попытки нового класса ремесленников Пскова и Новгорода защитить свою независимость были утоплены в крови Иваном Грозным.
Драма России в том, что у нас буржуазия не могла возникнуть вплоть до начала XX века и народ в основной своей крестьянской массе исповедовал ценности феодально-родового строя. С победой большевиков зарождавшаяся буржуазия была беспощадно искоренена. Это понятно: буржуа — главный враг большевиков, так как он ни за что не отдаст свои политические права!
Как результат мы до сих пор воспринимаем возвышение соседа как угрозу собственному благополучию. Отсюда зависть и желание облить дерьмом каждого, кто успешнее нас. Об этом я и снял фильм «Курочка Ряба», которую так не любят «защитники» русского народа! Но жизнь много раз подтвердила правоту моего анализа — судьбы тех успешных фермеров, которых вынудило разориться и уехать окружение завистливых бездельников.
В России человек не может гордиться своим богатством. Даже если он нажил его честным трудом, он старается поскорее скрыться за высоченным забором от взглядов посторонних. Вы не замечали, что после перестройки Россия стала страной самых высоких заборов?
В буржуазном обществе богатство не вызывает у других такой ненависти и высоких заборов, просто по закону нельзя строить. Недаром республики Прибалтики, которые никогда полностью так и не подчинились русским «завоевателям», и в советские времена были для нас «маленькой Европой», где нет высоких заборов…
Степень доверия
Вдумайтесь, кому вы лично верите. И много ли народа верит вам? У нас в России никто не верит никому! Пословица «Оглянись вокруг себя, не имеет ли кто тебя!» — самое яркое доказательство этому. Мы не верим продавцу в магазине, начальнику на работе, офицеру ДПС, законам, судье, прессе, власти. Прошедшие выборы — наглядный пример взаимного недоверия народа и государства, каждый, как на базаре, старается уличить другого в жульничестве. Где в Европе это видано? Низкий уровень доверия — еще один признак феодализма.
Многие из вас и мне не верят, все думают: «Чего он критикует? Ему, значит, выгодно… или у него задняя мысль?»
Чем ниже уровень доверия, тем более вероятность того, что власть, чтобы влиять на исполнение поручений, вынуждена стремиться к централизации, к ручному управлению и в конце концов — к авторитаризму.
В феодальном обществе круг доверия ограничивается семьей и близкими друзьями. Знакомый пейзаж?
Все, что за пределами семьи, вызывает полное равнодушие к проблемам «чужих» или даже враждебность. При низком уровне доверия расцветает средневековое понятие «непотизм» — назначение своих родственников и дружков на всевозможные выигрышные посты. «Семья» как понятие возродилась сразу в 90-е, помните? Достаточно было произнести это слово, и все понимали, о какой семье идет речь.
В современном мире передача родственникам наследства — вполне законное явление, но передача государственных привилегий и хлебных государственных постов своим детям абсолютно исключена!
Что же в странах с феодальной нравственностью? Все места около больших потоков бюджетных денег заняты детьми и родственниками властных родителей, и, конечно, разговора о социальных лифтах и быть не может!
В буржуазных странах круг доверия очень широк. Чем выше доверие в обществе, тем оно эффективнее, тем быстрее решаются все проблемы, начиная от кредита в банке и кончая правительственными решениями. Это объясняется высокой степенью ответственности каждой личности. Собственно, мы переходим к еще одной ценности.
Личная ответственность, жесткая внутренняя дисциплина
Вот блогер denalipark пишет:
«1. Почему на станциях метро устанавливают высоченные конусы, чтобы преградить путь безбилетникам, прыгающим через турникеты?
2. Почему у нас все выходы на вокзалы перегородили заборами — от зайцев? Кто бегает от контролеров?
3. Кто сам сует деньги за нарушенные правила, а потом вопит, что виновата ГИБДД?
4. Сколько человек из вас ездят на автомобиле по купленным правам?
5. Сколько человек из вас получают зарплату в конверте и не платят налоги?
6. Сколько человек из вас торгуют дипломами и другими документами в переходах метро? И сколько покупают их, чтобы потом использовать при устройстве на работу?
7. Кто работает на производствах, выпускающих продукты питания, которыми можно отравиться?
8. Кто работает в магазинах, втюхивающих эти продукты, да еще и просроченные?
9. Кто, как только попав в начальнички даже мелкого калибра, начинает тянуть деньги и брать взятки?
10. И наконец, откуда берутся эти самые чиновники, на которых вы жалуетесь? С Марса прилетели? Путин их всех назначает и дает инструкции? Или американцы их сюда заслали? Да нет, они ходили с нами в одну школу, вместе в институтах учились, выпивали с вами вместе…»
Хорошо сказано!
Ответ на все эти вопросы один — русская история не воспитала в людях чувства персональной ответственности!
Безответственность сохранилась в нас со времен крепостного права, при котором крепостной холоп-земледелец ни за что не отвечает — за него отвечает Господь Бог, его владелец и плохая погода.
Православный обряд раскаяния, искупления и отпущения греха тоже способствовал распущенности человека — новый грех позволяется и всегда может быть отпущен в будущем.
Нежесткий, расплывчатый этический код — признак феодального сознания.
Жесткие социальные обязанности — правила, которые нельзя нарушать, были насильственно привиты европейцам в период возникновения капитализма. Это был нелегкий и болезненный процесс — воспитание гражданина, и он нам еще предстоит, если мы хотим расти и развиваться как современная нация.
«Могу нарушить, но не хочу» — вот принцип ответственного человека.
Отношение к труду
Как может относиться к труду холоп, который знает, что половину, если не больше, у него отнимут служилые люди, что-то заберет сборщик оброка и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Как может относиться к труду земледелец, не знающий, какой будет урожай при таком неустойчивом климате, как в средней полосе России? Но детей кормить-то надо. Поэтому для феодального землепашца, который работает не на своей земле, труд — это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы.
Знакомая философия? Так большинство россиян и сегодня относятся к своей трудовой деятельности.
Но бывает и другое отношение к труду. Он может быть радостью и удовлетворением,
— если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене;
— если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения;
— если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк.
Все это понятия, недоступные для феодального человека, так как они возникали в головах ремесленников и торговцев по мере развития класса мелкой буржуазии.
А у нас я не вижу, чтобы государство делало хоть что-нибудь, чтобы защитить мелкого собственника от оравы паразитирующих «служилых людей», как пятьсот лет назад.
Вместо послесловия
Я жду откровения
Я перечислил не все ценности, которыми руководствуется современный человек, но даже этого достаточно, чтобы осознать, какие устаревшие ценности мешают нам стать современным обществом. И народ не виноват — не в его власти было изменить географические и исторические условия, в которых развивались его сознание и культура, это была судьба! Мы очень талантливый, добрый и терпеливый народ, но отсутствие определенных принципов в нашем этическом коде способствует проявлению худшего в человеке — эгоизма, равнодушия, тотального недоверия и в конечном счете постоянной готовности к агрессии, что делает обывательскую жизнь очень трудной и горькой. И, что важно, большинство людей даже не знают, что может быть иначе!
Усвоение новых этических принципов — задача колоссальной трудности! Даже если кто-то из нас решит сегодня жить по-другому, он тут же столкнется с феодальным сознанием за пределами своего дома — в трамвае, магазине или суде. И сразу убеждаешься, что большинство русского населения практически не изменилось в своих фундаментальных характеристиках уже много веков.
Но не надо терять надежды. Ведь в Европе переход от феодального сознания к буржуазному длился несколько веков и сопровождался кровавыми войнами и конфликтами внутри наций! Я убежден, что при современном уровне аналитической психологии, антропологии, культурологии государство способно на протяжении одного поколения преодолеть это пятивековое отставание и воспитать в человеке современное понимание своих обязанностей в обществе. Нужна только политическая воля.
Я жду, когда Лидер нации открыто, на весь мир признает, что Россия еще не избавилась от феодальной психологии и что государство готово употребить все свои ресурсы и мощь — школу, законы, телевидение и прессу — для внедрения в сознание масс новой системы ценностей. Открытое признание, сказанное на весь мир, будет первым шагом на пути к модернизации национального сознания, к воспитанию свободного русского человека.
Знаю, я опять услышу много оскорбленных возгласов, что, дескать, мне не нравится русский народ, — бредовое обвинение! Любить Родину не значит, что надо признавать за ней несуществующих достоинств, надо просто видеть и прощать ей существующие недостатки.
Я не вижу ничего страшного в том, что мы еще в начальной школе цивилизационного процесса. Для меня ученик начальной школы ничем не хуже студента университета, а в чем-то и лучше. В этом смысле я утверждаю вслед за Львом Гумилевым, что мы еще молодая нация. Просто нам еще предстоит сдать экзамены старших классов, прежде чем поступить в университет…
Я жду откровения от Владимира Путина и не знаю, дождусь ли. Ну что ж… будем дальше жить по понятиям и не замечать — жили же тысячу лет!