Европа 2013 год
В конце года всегда возникают вопросы о том, какие самые важные проблемы ждут нас в следующем году. Это упрощенческий вопрос, ибо каждый год происходит масса событий, и для каждого из нас важными являются разные проблемы. И, тем не менее, следует задуматься о том, какое событие может заставить мир изменить свой курс. На мой взгляд, самым важным местом в 2013 году, за которым надо пристально следить, будет Европа.
Если взять ее как единую географическую величину, то Европа обладает самой крупной в мире экономикой. Если она захочет, то вполне сможет составить конкуренцию США в военном плане. Европа это один из краеугольных камней мировой системы, и происходящее там решительно влияет на то, как живет и действует весь мир. Смею утверждать, что в 2013 году появится ясность в вопросе будущего Европы.
Вопрос стоит так: сумеет ли Европейский Союз стабилизироваться, остановить процесс дробления и раскола, и перейти к дальнейшей интеграции и расширению. Этому есть и альтернатива: напряженность внутри Евросоюза может усилиться, его институты еще больше утратят свою легитимность, а входящие в состав ЕС государства усилят самостоятельность в проведении собственной политики, как внутренней, так и внешней.
Европейский проект в осаде
С кризиса 2008 года прошло более четырех лет; и около двух лет минуло с тех пор, как проблемы, порожденные 2008 годом, вызвали долговой и банковский кризис в Европе. С тех пор кризис менял свое обличье, превращаясь из финансового в экономический. Европа вошла в полосу рецессии, а безработица на континенте превысила 10%. Еще важнее другое. Это было время, когда сформированный при создании Евросоюза аппарат управления оказался не в состоянии вырабатывать и принимать приемлемые и осуществимые политические решения. Страны ЕС смотрели друг на друга в большей степени не как члены единого политического образования, а как отдельные национальные государства, отстаивающие собственные интересы в ходе игры с нулевым результатом, в которой успех одной страны достигался в ущерб другой.
На это можно посмотреть двояко. Во-первых, вопрос в том, какие страны должны нести основное финансовое бремя по стабилизации еврозоны. Более крепкие в финансовом отношении страны хотят, чтобы главную нагрузку взяли на себя государства послабее, вступив в режим строгой экономии. А слабые государства хотят, чтобы это бремя несли сильные страны, продолжая предоставлять им кредиты, несмотря на растущий риск невозврата этих средств. В итоге постоянные попытки найти компромисс так и не увенчались успехом. Во-вторых, вопрос в том, какой класс должен нести эту тяжелую ношу? Средний и низший класс, для которых будут сокращены государственные расходы, дававшие им немаловажную выгоду? Или элита, у которой будут повышены налоги и ужесточены меры регулирования?
Когда говоришь с европейцами, утверждающими, что Европа уже решает свои проблемы, неизбежно возникает вопрос: а что за проблемы она решает? Проблемы банков? Проблемы безработицы? Или проблемы, связанные с неспособностью стран найти общие решения? Если говорить конкретнее, то европейские руководители работают над этими проблемами уже немало лет, причем это самые умные, компетентные и талантливые люди в мире. То, что они не в состоянии найти решения, связано не с дефицитом хороших идей и не с необходимостью более тщательно продумывать стоящие проблемы. Это связано с отсутствием политической договоренности в вопросе о том, кто будет платить по счетам – в политическом и социальном плане. Межгосударственная и межклассовая напряженность мешает выработке решений, с которыми можно согласиться и которые можно соблюдать.
Если европейцы не выработают такие решения в 2013 году, то придет время серьезных сомнений относительно того, возможны ли такие решения вообще. В таком случае возникнет необходимость подумать о будущем Европы без Евросоюза или с очень сильно ослабленным Евросоюзом. Но если Европа все же разработает план, пользующийся всеобщей поддержкой и обладающий импульсом силы, то мы сможем сказать, что она начинает выбираться из кризиса. А это, в свою очередь, станет самым важным событием 2013 года.
В этот момент разумный и здравомыслящий человек возразит мне, заявив, что я игнорирую Соединенные Штаты Америки, у которых иные, но не менее значительные экономические проблемы. И они тоже не могут выработать единое мнение относительно того, как решать эти проблемы, что мы увидели в возникшем там «фискальном обрыве», у которого будут неоднократные повторы. Но если в финансовом отношении такие сравнения уместны, то в политическом плане в США все иначе. Америке не грозит роспуск государства, даже если она будет проводить противоречивую политику. Соединенным Штатам более 200 лет, и они выдерживали гораздо более серьезные испытания, в том числе, Гражданскую войну и Великую депрессию. А Евросоюзу в его нынешнем виде менее 20 лет, и это для него первый серьезный кризис. Последствия плохого управления финансовой системой США значительны, если не сказать большего. Но в отличие от Европы, эти последствия не представляют непосредственной угрозы существованию США.
Другие последствия кризиса
Самым важным является не финансовое измерение, а политическое. Вполне может случиться, что Евросоюз справится со своими банковскими проблемами и предотвратит очередной кризис суверенного долга. Но он заплатил за это рецессией и безработицей, которая существенно выше, чем в США, а в некоторых европейских странах выше намного.
Мы можем разделить Евросоюз на три категории стран, сравнивая существующий в них уровень безработицы с безработицей в США, где она составляет около 7,7%. Есть пять стран ЕС, где безработица существенно ниже (Австрия, Люксембург, Германия, Нидерланды и Мальта). Есть семь стран, где безработица примерно такая же, как в США (Румыния, Чехия, Бельгия, Дания, Финляндия, Британия и Швеция). А в остальных 15 странах она выше, чем в США. В 11 странах уровень безработицы составляет от 10 до 17%, в том числе, во Франции 10,7%, в Италии 11,1%, в Ирландии 14,7%, а в Португалии 16,3%. В двух странах безработица просто устрашающая – в Греции 25,4%, а в Испании 26,2%. Такой уровень безработицы близок к тому, что было в США на пике Великой депрессии.
Для передовых и промышленно развитых стран, часть из которых являются самыми сильными и влиятельными в Европе, это ошеломляющие цифры. Важно помнить о том, что они означают в социальном плане. Следует иметь в виду, что безработица выше всего среди молодежи. В Италии, Португалии, Испании и Греции более трети молодых людей моложе 25 лет не имеют работы. Пройдет немало лет, прежде чем безработица в Испании и Греции снизится до приемлемого уровня. Даже в тех странах, где безработица длительное время составляет около 10%, это время по своей продолжительности будет значительным, а Европа до сих пор находится в состоянии рецессии.
Подумайте о молодежи, которой чуть за 20, и у которой могут быть университетские дипломы. Существующие цифры безработицы говорят о том, что эти люди могут вообще не обрести свой шанс начать избранную карьеру и получить работу такого уровня, на который они рассчитывают. В Испании и Греции молодежь – да и старики тоже – сталкиваются также с личными катастрофами. В других странах таких людей меньше, но и для них проблема вполне реальна. Следует помнить и о том, что безработица оказывает свое воздействие не просто на отдельного человека. Она влияет на его ближайших родственников, на родителей, на семью. Это влияние не только финансовое, но и психологическое. Оно создает завесу отчаяния, страх, ощущение провала и неудачи.
Оно также создает поколение молодежи без корней, которая полна энергии и гнева. Безработица лежит в основе антигосударственных движений как левых, так и правых сил. Тем, кто длительное время не имеет работы и лишен надежды, просто нечего терять, и они думают, что смогут чего-то добиться, дестабилизируя обстановку в государстве. Трудно точно определить, какой уровень безработицы порождает такого рода волнения и беспорядки, однако нет никаких сомнений в том, что Испания и Греция уже находятся в этой зоне, и что за ними могут последовать другие.
Интересно отметить, что если в Греции уже появилось довольно сильное праворадикальное движение, то испанская политическая система, пусть и переживающая определенное напряжение между центром и автономными регионами, сохраняет относительную устойчивость. Я бы сказал так: эта устойчивость основана на вере в то, что решение проблемы безработицы будет найдено. Пока народ не осознал в полной мере серьезность ситуации и то, что быстро проблему безработицы решить не удастся. Она носит глубоко структурный характер. В США уровень безработицы во времена Великой депрессии удалось немного снизить благодаря Новому курсу Рузвельта. Но чтобы полностью решить эту проблему, понадобилась мощная реструктуризация, которая произошла в годы Второй мировой войны.
Вот почему 2013 год является для Европы критическим. Она многое сделала для урегулирования банковского кризиса и отсрочила кризис госдолга. Чтобы добиться этого, Европа серьезно ослабила свою экономику и создала массовую безработицу в некоторых странах. Неравномерное распределение бремени затрат, как между странами, так и между различными слоями общества, создает угрозу Европейскому Союзу. И дело не просто в том, что каждая страна тянет общий воз в свою сторону. Дело в том, что появляются новые политические движения, особенно в наиболее пострадавших в экономическом плане слоях общества, которые настроены националистически и не доверяют собственной элите. Что еще может произойти в странах, переживающих общественный кризис? Даже если эту катастрофу удастся немного ослабить за счет теневой экономики и эмиграции, которые приведут к снижению безработицы, в 14 странах Европы экономическое положение будет отвратительным – от болезненного до убогого.
Европа на перепутье
Евросоюз настолько сильно зациклился на своем финансовом кризисе, что, как мне кажется, его руководители и чиновники до сих пор не осознали в полной мере реалии безработицы. Отчасти это вызвано усиливающимся расколом в мировоззрении европейской элиты и тех, кому опыт жизни в единой Европе пришелся не по вкусу. Отчасти это объясняется фактами географии. Страны с низким уровнем безработицы находятся в основном на севере Европы, которая является центром Евросоюза. А те, где уровень безработицы катастрофический, сосредоточились на ее периферии. Но то, что находится далеко, очень легко игнорировать.
Однако в 2013 году понимание и толкование европейской проблемы должно выйти за рамки финансового кризиса и прийти к его социальным последствиям. Если не решение, то прогресс в урегулировании кризиса должен стать заметен. Сохранение стагнации и безработицы на нынешнем уровне не может продлиться еще год, не породив при этом весомую политическую оппозицию. А эта оппозиция сама будет создавать государства либо вынуждать существующие государства разрывать единую ткань Европы.
Эта ткань недостаточно прочна и крепка, чтобы противостоять возникающим вызовам. Людей не просят гибнуть за Евросоюз на полях сражений, но от них требуют жить жалкой и полной разочарований жизнью. Однако это во многом труднее, чем проявлять мужество и отвагу. А поскольку главным обещанием и надеждой Евросоюза было благополучие и процветание, невыполнение такого обещания и крах надежд, приносящий бедность и неравномерное распределение кризисного бремени, создают невыносимую обстановку. Долго так продолжаться не может. Если Европа находится в состоянии кризиса, это значит, что в кризисе крупнейшая экономика мира, причем кризис этот политический и финансовый. А это для нашего мира важнее всего остального.
Джордж Фридман (George Friedman)