Чем Китай удивит нас в 2013 году
1. Китайские банки: время задуматься о будущем
Экономика КНР, а с ней и финансовый сектор, замедляются. И встают два вопроса:
Не слишком ли велика доля «плохих» долгов?
Как много финансовых продуктов продано богатым частным клиентам? Они могут стать для китайских банков тем же, чем стали для западных банков структурированные продукты в начале кризиса.
Банкам придется уйти от стратегии роста любой ценой, взяв курс на прибыльность.
2. Китайцы хотят мяса
Китай уже получает 50% свинины в мире, причем потребность в белковом питании все растет. В 2010 году цена свинины подскочила на 57%, и этот ценовой взрыв может повториться. Возможные причины – катастрофа (например, мор среди свиней) на фоне постоянного дефицита, устаревшая система поставок замороженного мяса, невозможность резко нарастить поставки, нервозность населения после предыдущих взлетов цен на свинину, возможное подорожание и других видов мяса.
3. Бунты на местах
Протесты в китайских провинциях могут стать более успешными. В июне 2007 года, например, демонстраторы в Сямыне добились отмены планов властей по строительству химического завода. Сейчас лозунг «Стройте, но только не в моем дворе!» становится все более популярным. Опасения, что новые заводы испортят экологию, и отсутствие легитимного механизма согласования государственных планов с интересами населения будут все сильнее подавлять экономический рост.
4. Новые огромные вливания в инфраструктуру
КНР значительно отстает по инфраструктуре от других стран и поэтому будет вынуждена наращивать инвестиции в эту сферу. В Поднебесной 452 аэропорта с негрунтовыми (бетонированными или асфальтированными) взлетными полосами, тогда как в Бразилии – 713, в США – 5194. В 44 городах Китая с населением более 1 млн человек единственной системой общественного транспорта остаются автобусы.
5. Банкротство традиционных ритейлеров
Раньше экономический рост помогал и электронной, и обычной торговле. Но теперь во многих малых городах онлайн-торговцы могут предложить лучшие цены и ассортимент, не говоря уже о скорости и быстром возврате/обмене товара. В будущем вероятно не только банкротство традиционных ритейлеров, не успевающих быстро развивать онлайн-торговлю, но и уход с рынка КНР западных ритейлеров.
6. Средний класс готовится к эмиграции
Уже сейчас чиновники высокого ранга отправляют своих детей учиться за границу. Владельцы частного бизнеса получают гражданство в Канаде, Австралии и Сингапуре в обмен на инвестиции. Многие стараются купить недвижимость за рубежом. Так они страхуются на случай проблем внутри Китая.
7. Крупные инвестиции в китайский футбол
Пока Китай импортирует игроков и тренеров во многих видах спорта, но только не в футболе. Новое руководство КНР собирается приватизировать Суперлигу. Это даст возможность европейским клубам инвестировать в клубы из Поднебесной и наладить обмен игроками.
8. Китай скупает поля и фермы за границей
В Китае тенденция, которая началась ручейком, за ночь превращается в наводнение. Импорт сельскохозяйственных товаров в 2013 году достигнет максимума. Причина – растет потребность в мясе, но местные крестьяне не успевают выращивать корма для плодящихся стад. Поднебесная уже является вторым в мире импортером риса и ячменя; компании из КНР арендуют сотни тысяч гектаров по миру, от Аргентины до Казахстана, для выращивания сои.
9. Крах мелких городов
Многие небольшие города в Китае получают значительную часть своих доходов (30–50%) от продажи земель. Сейчас рост промышленности замедляется, а значит, падает и цена земли. Если центральное правительство не поможет, то многие муниципалитеты не смогут заплатить по счетам.
10. Отмена традиционных праздничных недель?
Это скорее пожелание, чем прогноз, пишет McKinsey. В 1970-е правительство обязало работодателей давать на Новый год работникам отпуска. Тогда не было уверенности, что без такой нормы китайцам вообще удастся отдохнуть и потратить свои сбережения. Однако сейчас китайцы стали намного богаче и вполне могут путешествовать, а кроме того – хотят самостоятельно выбирать время отпуска. Общенародные новогодние каникулы только нагружают инфраструктуру.