Смена власти

Администратор | 8.07.2009 15:54

welcome to zimbabweНовый премьер-министр Зимбабве Морган Цвангираи наконец завершил свое трехнедельное турне по развитым странам, в ходе которого призывал западных инвесторов оказать финансовую поддержку своей бедовой Родине, вновь вставшей на путь демократии. А ведь всего лет десять назад руководству Зимбабве и в голову бы не пришло колесить по миру с призывами вложить денег в их страну. Желающих инвестировать в одну из самых успешных экономик африканского континента хватало и без этого. Но за последние несколько лет от былого благополучия Зимбабве не осталось и следа, а оказавшаяся в международной изоляции страна попала в кабальную зависимость от Китая.

МЕЧТА РАСИСТА

Некоторым ситуация в Зимбабве кажется прекрасной иллюстрацией расовых теорий. Процветавшая при режиме апартеида Яна Смита страна превратилась в одно из беднейших государств мира после передачи власти черному большинству во главе с Робертом Мугабе. Совсем нет: падение режима апартеида произошло еще в 1979 г. и практически не отразилось на экономике страны. И в 1980-е, и в 1990-е гг. ВВП Зимбабве рос в среднем на 4 – 5% в год, уровень жизни населения повышался, а главный источник доходов – аграрный сектор – продолжал себе успешно развиваться. Хотя страной в эти годы правил президент Мугабе, тот же самый, что и сейчас. И правил теми же методами: убивал пачками политических противников, запугивал оппозицию, фальсифицировал выборы и всячески нарушал права человека. Вплоть до 2000 г. он не делал только одного: не трогал очень узкий круг крупных собственников, владевших большей частью сельскохозяйственного производства страны.

По договоренностям 1979 г., белым фермерам, владевшим лучшими сельскохозяйственными угодьями в Зимбабве, гарантировалась неприкосновенность их собственности. Черные власти могли перераспределять в пользу бедных только земли, выкупленные в добровольном порядке. Бывшие колонизаторы постепенно уезжали, правительство Зимбабве с помощью английских субсидий выкупало у них земли, а потом, не без коррупции и злоупотреблений, худо-бедно распределяло их среди черных бедняков. К 2000 г. в стране осталось всего 4 500 белых фермеров, владевших примерно одной третью обрабатываемых земель. В этот момент Мугабе решил повысить себе популярность перед очередными выборами. В течение 2000 г. большинство ферм белых были захвачены и разделены между бедняками и приближенными президента, а 4 тысячи белых были вынуждены уехать. Всего 4 тысячи человек – капля в море, население Зимбабве на тот момент приближалось к 13 млн. Но со времен их отъезда ВВП страны непрерывно падает, и к концу 2007 г. сократился более чем на 30% по сравнению с 2000 г., и это – несмотря на невиданный экономический бум, который переживал весь остальной мир.

КОГДА УЕЗЖАЮТ ОЛИГАРХИ

Снова получается идеальная картинка для расистов: белые уехали, а черные не смогли управиться с доставшимся им добром. Но пример соседних ЮАР и Ботсваны показывает, что из черных тоже получаются прекрасные управленцы. В Зимбабве же дело не в цвете кожи, а в том, что бюрократия в погоне за народной любовью взяла и уничтожила очень небольшую группу крупных собственников, управлявших ключевым сектором экономики страны. Но заменить олигархов чиновники оказались не в состоянии. За несколько лет ожидаемая продолжительность жизни в Зимбабве сократилась с 60 лет до 37, безработица подскочила до 70 – 80%, инфляция стала мериться миллиардами процентов, а из крупного экспортера продовольствия страна превратилась в импортера, получающего большую часть продуктов питания в виде гуманитарной помощи. Придуманные чиновниками антикризисные меры – вроде контроля над ценами и введения ограничений на конвертацию национальной валюты – окончательно загнали местную экономику в гроб. Вот и оказывается, что с кровопийцами-олигархами тяжело, но без них еще хуже. (Эту историю надо бы на митингах европейских профсоюзов рассказывать, которые все бастуют и винят в нынешнем кризисе крупный бизнес).

Оставленная без заботливой хозяйской руки, экономика Зимбабве деградировала настолько, что страна не в состоянии выжить без масштабной помощи. За ней и отправился Цвангираи. Уже само назначение человека, который многие годы возглавлял оппозицию режиму Мугабе, на пост премьера, должно было доказать Западу, что в руководство Зимбабве признало свои ошибки и стремится выйти из международной изоляции. С Цвангираи, действительно, встречались высокопоставленные европейские чиновники и даже президент Обама, но денег не дали. Вернее, дали, но издевательски малую сумму: США пообещали $78 млн. помощи, Великобритания – $98 млн., в сумме с обещаниями других европейских стран набежало всего $200 млн. Притом, что зимбабвийские финансисты меряют объем необходимой помощи миллиардами долларов.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

Однако мир не без добрых людей. Китай уже предложил Зимбабве кредит в $1 млрд. От такого предложения трудно отказаться. Одна беда – это еще больше увеличит огромный объем задолженности Зимбабве перед КНР. Ведь совсем недавно, летом 2005 г., Мугабе взял у Пекина кредит в $2 млрд. Плюс растущая задолженность за поставки самых разнообразных китайских товаров, начиная с автобусов и заканчивая высокотехнологичным оборудованием для местных спецслужб. При том, что объем годового ВВП Зимбабве в 2008 г. составил менее $2 млрд. Неоколониалисты из МВФ регулярно списывают и реструктуризируют зимбабвийский внешний долг, а вот станут ли то же самое делать китайцы – неизвестно.

Китай водит дружбу с Мугабе еще со времен борьбы с апартеидом в 1970-е гг. Тогда Пекин поставлял повстанцам оружие и руководствовался в основном политическими интересами. В 2000-е гг., когда Зимбабве оказывалось во все большей международной изоляции, Китай постарался по максимуму использовать возможность посадить режим Мугабе на «короткий поводок». Если бы не Пекин, Мугабе мог бы уже давно не быть президентом. Накануне выборов в 2008 г. Китай поставил в Зимбабве крупные партии оружия, аппаратуру для спецслужб и даже глушилки для вражеских радиоголосов. В первом туре выборов Мугабе набрал меньше голосов, чем Цвангираи. Но ко второму туру президент с помощью китайцев активизировал свою предвыборную кампанию настолько, что конкурент заявил самоотвод. И только после долгих акций протеста и международного давления Мугабе согласился поделиться властью с оппозицией и назначил Цвангираи премьером. Китай, естественно, к международному осуждению не присоединился, а наоборот, блокировал в Совете безопасности ООН все резолюции, угрожавшие санкциями режиму Мугабе.

В качестве платы за услуги Мугабе постепенно уступает Китаю контроль над экономикой страны. Внутренний рынок Зимбабве завален китайскими товарами, правительственные подряды получают китайские компании, урожай табака уходит в Китай в качестве платы по кредитам, участие китайцев в добывающие отрасли постоянно увеличивается. В 2007 г. Пекин уже получил контроль над крупнейшим в Зимбабве производителем феррохрома. Китайцы также активны в добыче платины и золота, по запасам которых Зимбабве занимает одно из лидирующих мест в мире. Южноафриканская компания Impala Platinum, контролирующая более 80% добычи платины в Зимбабве, уже несколько лет ведет переговоры с Мугабе, балансируя на грани национализации местных подразделений. Отличный актив, чтобы погасит часть долга перед КНР. Процесс превращения Зимбабве в китайскую колонию идет полным ходом, поэтому Пекин готов заплатить в разы больше европейцев, лишь бы сохранить режим Мугабе на плаву.

Максим Саморуков slon.ru

Категории: Мир| тренды

Метки: , , , ,