Европа и ее олигархи

Администратор | 7.10.2009 12:06

rich-cigar34Элиты в развитых странах как могли приближали кризис. Нужно ли их за это наказывать?

Развитые демократии долго прибывали в уверенности, что группы частных интересов контролируют власть только в бедных и развивающихся странах. Кризис заставил задуматься о том, что капитализм для своих бывает не только в Юго-Восточной Азии, а олигархи пользуются властью не только в России и Украине.

Первым заговорил об этом бывший главный экономист МВФ Саймон Джонсон, обвинивший в бедах Америки финансовую олигархию. По Джонсону, Уолл-стрит сначала подготовила почву для кризиса, а потом всячески мешала ее погасить.

Олигархические группы пользуются значительным влиянием и в Европе. Они тоже несут ответственность за кризис. Финансовая Олигархия Великобритании пролоббировала для себя «необременительный» режим регулирования, характерный для правительств Блэра и Брауна. Большая  часть банковской системы Германии находится под контролем политической и финансовой элит, взаимопереплетенных до степени сращения. Во Франции почти все средства массовой информации находятся под контролем четырех человек – Мартена Буига, Арно Лагардера, Бернарда Арно и Сержа Дассо, а руководители ведущих финансовых компаний – Мишель Пеберо из BNP Paribas и Анри де Кастри AXA – серьезно влияли на правительство в ходе финансового кризиса. Один из богатейших людей Италии – премьер-министр Сильвио Берлускони.

В разных странах могущество олигархии далеко не одинаково. Согласно последнему списку Forbes, в начале этого года США были единственной крупной страной мира, где на миллион жителей приходится больше одного миллиардера. По числу миллиардеров на единицу ВВП Америка уступает только Саудовской Аравии. В Европейском Союзе «плотность миллиардеров» в три раза ниже, чем в Соединенных Штатах, правда, она сильно варьируется – в Германии выше, во Франции и Италии ниже, в Великобритании близка к средней по ЕС. В России число миллиардеров на единицу ВВП больше, чем в любой стране ЕС, за исключением крохотного Кипра. Что интересно, по этому показателю Китай (включая Гонконг) опередил ЕС, хотя по-прежнему сильно отстает от США.

Как отметил еще перед кризисом американский экономист Адам Позен, степень влиятельности олигархии очень зависит от размера страны. В небольшой стране или региональном правительстве богатому меньшинству контролировать ситуацию проще, чем в обширной и диверсифицированной системе. Институты ЕС, пожалуй, менее подвержены влиянию олигархических структур, чем отдельные страны, входящие в этот Союз. В Европе деловые элиты слишком разнообразны, чтобы сформировать единую социальную группу, и это ограничивает их способность направлять политические процессы. Национальные олигархии чаще стараются влиять на решения общеевропейского уровня не напрямую, в Брюсселе, а  через собственные правительства, особенно если речь идет о крупных странах.

И все же угроза перехода экономической политики в Европе и других частях света под контроль олигархических групп сохраняется. Сопротивление со стороны «банковско-политического комплекса» Германии – одно из главных препятствий к реструктуризации европейской банковской системы, без  чего невозможно восстановление полноценного кредитования экономики. Поэтому на первый план выходят две задачи. Первая – держать олигархов в узде, не позволяя им незаслуженно пользоваться экономической рентой. Ключевой инструмент – поощрение конкуренции. Вторая задача – уравновесить влияние частных групп интересов силой гражданского общества. Для этого необходимы эффективные и подотчетные гражданам публичные институты на общеевропейском и национальном уровне.

Без могущественных и богатых частных лиц, без элит, располагающих внушительными состояниями, не бывает рыночной экономики, это ее неизбежный побочный продукт. Пытаться их уничтожить – разрушительная и вредная политика. Вместо этого необходимо следить за тем, чтобы  создаваемые и уже существующие институты не попали под их контроль. В Европе, как и в остальном мире, кризис недвусмысленно показал, как важно стремиться к этой цели, но он же и затруднил ее достижение.

Никола Верон – научный сотрудник европейского Исследовательского центра Bruegel
По материалам  Forbes

Категории: Мир| лобби| интересы

Метки: , , ,