Luxury-философия разрушила жизненные ценности поколения
Роскошная одежда, дорогие каникулы в экзотических странах, выходные в мировых столицах… Действительно ли все мы достойны этого или просто нас заставили так считать?
Социологи и эксперты по статистике сделали неутешительные выводы по поводу того, как влияет на умы ежедневное созерцание в СМИ жизни богатых и знаменитых, зазывной рекламы предметов роскоши и чтение заманчивых слоганов.
Каждый раз, когда прекрасные феи из рекламы ласково говорят: «Ведь мы этого достойны!», целое поколение энергично кивает им в ответ. Они так красивы и успешны, что не поверить просто невозможно — явно знают, что говорят. Вроде бы речь идет о шампуне и креме для лица, но вышло так, что удачный слоган «тянет» на жизненное руководство.
Когда-то давно признаками того, что жизнь удалась, были хорошая работа и счастливый семейный очаг, но как-то незаметно все изменилось: мы поверили, что достойны ВСЕГО и если всего почему-то нет, это совершенно ненормально. Хочется сумку за пару тысяч евро, но не получается купить? Все равно надо купить, ведь вы этого достойны. Мечтаете о уик-энде в Нью-Йорке в компании друзей, чтобы сидеть в кафе и болтать, изображая сцену из Sex & The City? Тоже нормальное желание — вы слишком хороши, чтобы этого не иметь. Хотите изменить супруге, как Брэд Питт, чтобы заполучить в любовницы красотку не хуже Анджелины Джоли? Странно, что вы этого еще не сделали, ведь нынешний партнер просто вас не ценит!
По мнению исследователей из Лондонской школы экономики (London School of Economics), свою роль в формировании идеологии «достойности» сыграли не только глянцевые СМИ и созерцание образа жизни звезд. Психологи с их теориями о любви к себе тоже слегка перегнули палку. Все вместе привело к нескольким заблуждениям, которые в той или иной степени характерны для каждого из нас.
«Американская мечта»: Следствие — неадекватная самооценка
Последнее десятилетие нам активно внушалось, что самое важное — это высокая самооценка. Шоуледи Опра Уинфри даже высказалась таким образом: «Низкая самооценка многих — причина всех мировых бед». Большинство психотерапевтов поддерживают такой взгляд: «Если вы можете мечтать, значит вы можете и иметь», — внушают они своим пациентам и рекомендуют развивать в себе способности к позитивному мышлению. Более скептично настроенные специалисты, например, психолог Рейчел Морис (Великобритания), находят в себе силы назвать подобные мантры «попсовой психологией».
На данный момент мы имеем то, что имеем: считается, что высокая самооценка способна заменить собой талант, трудолюбие и везение — все те качества, которыми и славятся люди, пришедшие к успеху.
Так ли хорошо быть уверенным в себе и не сомневаться в своей правоте? Социальный психолог Николас Эмлер из Лондонской школы экономики считает, что люди с высокой самооценкой склонны к расистским и националистским настроениям, не прислушиваются к советам друзей и близких, неоправданно легко идут на риск (например, чаще садятся за руль в нетрезвом виде — ведь их-то точно не поймают).
Концепция «заслуженности»: Следствие — долги и кредиты
Несмотря на кризис, нынешнее поколение продолжает баловать себя по мере возможности, потому что «достойно» и «заслуживает лучшего». Рейчел Морис полагает, что понятие заслуженности является инфантильным и его ноги растут из детства: «Я столько работал, что заслужил конфетку (сумку, машину, дом)». Все бы хорошо, если бы от этого не страдали окружающие: покупка туфель Prada на деньги, отложенные на страховку для семейного автомобиля, становится поводом для скандала.
Призыв «Хотеть — и сделать»: Следствие — ложь и уход из семьи
Звездные адюльтеры и интрижки также вызывают у простых смертных желание подражать. Статистика не дремлет: благодаря опросам британцы выяснили, что 70% женщин регулярно обманывают своих партнеров, пятая часть имели продолжительную связь на стороне, а 30% — отношения с женатым мужчиной. Ну как же, Анджелине Джоли можно, а нам — нельзя?
Философия rich & famous: Следствие — нежелание работать
Дети тоже смотрят телевизор и заходят в Интернет. Согласно проведенным опросам, большинство британских детей младше 10 лет считают, что «лучшая профессия на свете — это знаменитость», потому что звезды «богатые и хорошо выглядят». Подростки не отстают: 54% из них мечтают прославиться и лишь 12% собираются много трудиться, чтобы получить серьезную профессию (врач, юрист).
Впрочем, виноваты в таком положении дел не только СМИ. Гламурная мама, тратящая всю папину получку на ботокс и антицеллюлитные обертывания, тоже несет на себе ответственность: к своему 18-летию воспитанное в luxury-философии чадо будет ждать в подарок кругосветное путешествие и спортивный автомобиль, как положено в кругу богатых и знаменитых.
Таков портрет нынешнего поколения, созданный социологами.
Примечательно то, что его возрастные границы крайне размыты. Можно сказать, что к ним относятся все, кто читает глянец, смотрит развлекательные программы по ТВ, читает сплетни о звездах в Интернете, видит «сны о чем-то большем» и верит, что хотеть — значит получить. Если «Мы этого достойны!» — лозунг, то гимном поколения, пожалуй, могла бы стать песня Кристины Агилеры I`m Beautiful со словами: «Я прекрасна, что бы они ни говорили… Слова не могут расстроить меня».
Психологи не хотят совсем уж опускать нас с небес на землю. Разумеется, все возможно, говорят они: нужно много трудиться, реально смотреть на вещи и трезво оценивать возможности, верить в мечту. Впрочем, это все и так знают, просто подзабыли из-за слогана… Короче говоря, врачи просят опомниться: те слова — про шампунь, а не про реальную жизнь.