Сила отчаяния
Наверное, все мы знаем и не раз вспоминали по разным поводам пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Нет-нет, я не собираюсь рассуждать про ошибки и неудачи, провалы и форс-мажоры, придававшие силы и побуждавшие двигаться дальше. Об этом сказано и написано достаточно много. Я хочу поговорить о том, что называется личной драмой — и нередко становится поворотным моментом в карьере.
«Я вышел из тюрьмы другим человеком», — рассказывал в интервью Дмитрий Рыболовлев, экс-председатель совета директоров «Уралкалия» (летом 2010 года он продал контрольный пакет акций, оставшись миноритарным совладельцем компании; его состояние Forbes оценивал в $8,6 млрд). В тюремной камере Рыболовлев оказался по подозрению в организации заказного убийства. Спустя 11 месяцев суд полностью оправдал бизнесмена. Вот один из выводов, который сделал Рыболовлев из печального опыта: если случился кошмар, его нужно воспринять как данность, чтобы бороться за себя «в спокойном режиме, с холодной головой». И еще: «Я понял, что у меня есть собственность, и я никому ее не отдам». Эту собственность Рыболовлев не просто сохранил, но многократно приумножил.
Если любой человек, чего-то достигший, попробует «прокрутить» в уме историю своей жизни в обратную сторону, то обнаружит: убери хотя бы одно событие в цепочке — удачное или нет, счастливое или трагичное, — и он не получил бы того, что имеет. Угадайте, с чего началась карьера одного из самых авторитетных топ-менеджеров в России — гендиректора холдинга Vimpelcom Ltd Александра Изосимова. С развода. В 1989 году Изосимов работал в МАИ, занимался автоматизированными системами управления производством и был этим вполне доволен.
Но… расставание, переживания; захотелось (как говорил сам Изосимов в давнем интервью журналу «Карьера») все поменять и начать другую жизнь. Александр стал сотрудничать с международной ассоциацией студентов AIESEC, организовывал зарубежные стажировки студентов МАИ. Так он попал в поле зрения McKinsey, искавшей перспективную молодежь через AIESEC. Набравшись опыта в McKinsey, Изосимов перешел в корпорацию Mars, где из менеджера по планированию вырос в регионального президента (кстати, работая на Mars в Швеции, он снова женился и сейчас растит трех сыновей). Далее был «Вымпелком»…
Переживания способны «прочистить» мозг и помочь разобраться в себе. Главное, вовремя остановиться и перейти от рефлексии к действиям. Евгений Бутман, президент и совладелец ECS Group, вывел свой бизнес на новый уровень, после того как полгода пролежал в больнице. В 1995 году он учредил компанию DPI, начавшую продавать компьютерные издательские системы. Но через год, катаясь на снегоходе, попал в аварию и серьезно повредил колено. Лежа на больничной койке, он пытался по телефону управлять компанией. Получалось плохо. Выручка DPI падала, и Евгению стало казаться, что вся его недолгая предпринимательская практика закончилась. Он утешался тем, что слушал любимые бардовские песни, и подумывал продать компанию, пока не поздно. Но после второй операции решил этого не делать.
«Мной овладела жажда реванша: показать всем, что я не сдался, не сломался, — вспоминает Бутман. — Авария поделила мою жизнь на «до» и «после». Многие проблемы, ранее казавшиеся непреодолимыми, теперь выглядели простыми по сравнению с тем, что я перенес». Выписавшись из больницы, Евгений узнал, что Apple ищет нового партнера в России. Он решил во что бы то ни стало заполучить этот контракт. После трех месяцев интенсивных переговоров, еще передвигаясь на костылях, Бутман подписал договор с Apple и сотрудничает с корпорацией Стива Джобса до сих пор. А на базе DPI со временем была создана ECS Group, которая сейчас занимается дистрибуцией и розничной торговлей компьютерами и цифровыми устройствами Apple, Sony, Nokia и других производителей.
Надеюсь, никто не сочтет, что я призываю искать бед на свою голову — авось потом повезет. Это совершенно бессмысленно. Тем более что бывают беды, которые никаким успехом не возместишь. Я знаком с тремя бизнесменами (в том числе мультимиллионером), чья жизнь переменилась после случившихся с ними трагических событий. Думаю, они отдали бы все свои капиталы, чтобы этих «поворотных моментов» не было.
Все, что я рассказал, не более чем напоминание об одной довольно банальной истине. Если случилось так, что одна линия жизни закончилась (или кажется, что закончилась), надо начинать вычерчивать новую.
Как, например, это сделал Михаил Житловский — учредитель компаний «Автодина» и Alpha-Yachts. Тяжелая болезнь поставила крест на его спортивной карьере. Он нашел себя в бизнесе. Вот как он самонастраивался после выписки из больницы: «Я понял, что когда был тренером, затем старшим тренером, то всегда находился под чьим-то управлением. А теперь я свободен как птица и могу сам ставить себе задачи и принимать решения».
Иван Просветов | Forbes