Продолжение агонии: S&P понизило рейтинги девяти странам еврозоны
Международное агентство Standard & Poor’s в пятницу вечером опубликовало пресс-релиз, в котором сообщило о понижении суверенных кредитных рейтингов девяти стран еврозоны. Всего рейтинговые действия были осуществлены в отношении 16 из 17 стран зоны евро.
Своего наивысшего кредитного рейтинга лишилась вторая экономика Европы – Франция. S&P снизило его на одну ступень с «ААА» до «АА+». При этом ему был присвоен «негативный» прогноз, что говорит о том, что в будущем рейтинг может быть понижен вновь.
Наивысший кредитный рейтинг «ААА» также потеряла Австрия – до «АА+». Правда, в отличие от Франции прогноз по нему остается «стабильным». Снижены рейтинги и по всем проблемным странам еврозоны. Так, S&P снизило до так называемого «мусорного» уровня «ВВ» рейтинги Португалии и Кипра при «негативном» прогнозе, рейтинг Испании снижен до уровня «А», а Италии – до «ВВВ+». В двух последних случаях также установлен «негативный» прогноз.
Агентство S&P оставило наивысший кредитный рейтинг «ААА» Германии, Финляндии, Люксембургу и Нидерландам. Правда, при этом только рейтингу ФРГ установлен «стабильный» прогноз. По остальным трем странам он стал «негативным», в связи с чем их кредитные рейтинги в будущем также могут быть понижены. Остался без изменений и рейтинг Ирландии – «ВВВ+», но с «негативным» прогнозом.
В числе причин изменений суверенных кредитных рейтингов стран еврозоны агентство S&P называет, в частности, затянувшиеся дискуссии политических властей о том, что следует предпринять для того, чтобы противостоять долговому кризису. Кроме того, основными факторами последних рейтинговых действий S&P являются: ухудшение условий кредитования в еврозоне, рост стоимости заимствований для этих стран, а также слабые, по мнению экспертов, перспективы экономического роста.
В S&P также прогнозируют появление проблем в ЕС в связи с требованием властей к наращиванию норматива достаточности капиталов банков до 9% к лету 2012 года (данное решение было принято на саммите ЕС в октябре 2011 года). Наконец, формируемый в Европе союз бюджетной стабильности (желание войти в него изъявили все 17 стран еврозоны, а также Болгария, Чехия, Дания, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Швеция), который будет вводить автоматические санкции в отношении стран-нарушителей бюджетной дисциплины, не поможет, по мнению экспертов из S&P, странам еврозоны достичь требуемых целей — полностью преодолеть кризис суверенных долгов.
Как указывается в последнем сообщении S&P, договоренности политических властей европейских стран о создании союза бюджетной стабильности не предоставляют достаточных дополнительных ресурсов для гибкости действий в увеличении операций по спасению Европы. То есть, они не увеличивают до достаточного уровня поддержку тем странам еврозоны, которые находятся под давлением рынка.
По мнению агентства, идея создания союза бюджетной стабильности основана лишь на частичном понимании факторов возникновения и развития долгового кризиса. Она строится на предположении об излишней «расточительности» периферийных стран еврозоны, что не является правильным. Как считают эксперты S&P, финансовые проблемы в еврозоне «в большей степени являются следствием роста внешних дисбалансов и расхождения в конкурентоспособности ключевых и периферийных стран еврозоны». В связи с этим, акцент на сокращении бюджетных расходов в странах еврозоны может, по мнению агентства, привести к значительному падению объемов потребительского спроса. А это, в свою очередь, может подорвать базу налогообложения в зоне евро.
В Еврокомиссии уже высказали сожаление по поводу решения агентства S&P понизить долговые рейтинги ряда европейских стран. Заместитель председателя ЕК, еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рена заявил, в частности, что данные рейтинговые действия S&P являются ошибочными Он также высказал недовольство по поводу того, что они были осуществлены как раз в то время, когда все страны еврозоны решительно борются с кризисом.
«Это не хорошая новость, но и не катастрофа, — так отреагировал на действия S&P французский министр финансов Франсуа Баруан. — Не рейтинговые агентства определяют политику Франции».
Министр также отметил, что в сложившейся ситуации необходимо сохранять хладнокровие и не спускаться до принятия каких-либо срочных политических решений на основе решений, принятых S&P. Так или иначе, но нового плана жесткой экономии во Франции, по словам Бруана, не будет.
Министр бюджета и пресс-секретарь правительства Франции Валери Пекресс, в свою очередь, заявила, что экономическая политика страны не изменится и будет, как и прежде, направлена на сокращение суверенного долга, конкурентоспособность экономики и рост.
Агентство S&P поместило на пересмотр с возможностью понижения рейтинги 15 из 17 стран еврозоны в декабре прошлого года. В списке находились все страны еврозоны с наивысшим кредитным рейтингом «ААА» — Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Финляндия и Люксембург.
Не ожидалось снижения только рейтинга Греции, который был доведен до «мусорного» еще летом 2011 года, и Кипра, чей кредитный рейтинг был ранее подтвержден на уровне «ВВВ» с «негативным» прогнозом. По этому поводу выступило, в частности, рейтинговое агентство Fitch, которое сообщило, что при снижении рейтингов Германии и Франции кредитный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), который в настоящее время находится на наивысшем уровне «ААА», также может быть пересмотрен.
В Fitch также заявили, что агентство не планирует в 2012 году понижать суверенный кредитный рейтинг Франции с наивысшего уровня, отметив, что оно может предпринять негативные рейтинговые действия в отношении ряда государств еврозоны, включая Италию, в конце января. При этом рейтинги некоторых стран могут быть понижены сразу на два пункта.
В декабре минувшего года стало известно, что Fitch рассматривает вероятность понижения суверенных рейтингов сразу семи стран — Франции, Бельгии, Испании, Италии, Словении, Кипра и Ирландии, поместив их в список на пересмотр.
В начале января Fitch понизило суверенный кредитный рейтинг Венгрии на одну ступень (прогноз по рейтингу остался «негативным»). Так, долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Венгрии по обязательствам в иностранной валюте понижен до «BB+» и «BBB-», в национальной валюте — до «BBB-» с «BBB». Агентство понизило также краткосрочный рейтинг дефолта эмитента Венгрии до «B» с «F3», а также страновой «потолок» рейтинга — сразу на две ступени, до «BBB» с «A-». В конце ноября другое рейтинговое агентство — Moody’s — также понизило рейтинг Венгрии — до «Ва1» с «Ваа3».
В декабре Moody’s также снизило кредитные рейтинги Словении и Бельгии. Рейтинг Словении был понижен на одну ступень — с «Aa3» до «A1» с «негативным» прогнозом, а Бельгии сразу на две ступени — с «Аа1» до «Аа3» (прогноз по рейтингу — «негативный»).
В середине декабря 2011 года Moody’s также ухудшило прогноз по суверенному рейтингу Украины со «стабильного» до «негативного» из-за возросших бюджетных и внешних рисков на фоне неопределенности относительно сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ). В случае неблагоприятных политических или экономических событий на Украине эксперты агентства не исключили понижения долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Украины, который сейчас находится на уровне «B2» сразу на несколько ступеней.
Однако, самым неприятным месяцем для финансовых рынков стал август 2011 года, когда агентство S&P понизило долгосрочный кредитный рейтинг США на одну ступень – с «ААА» до «АА+». Позже агентство Moody’s оставило без изменений рейтинг США на отметке «ААА», но с «негативным» прогнозом.