Ошибки и достижения Евромайдана и революции достоинства
Истекшие три месяца после победы Евромайдана — достаточный срок, чтобы оценить значение разыгравшихся зимой 2013/2014 в центре Киева событий. Главный вопрос, возникающий при попытке осмыслить произошедшее, почему же Украина оказалась сегодня в столь тяжелой ситуации, из которой мы еще даже не начали выкарабкиваться.
Майдан уже традиционно становится местом социального катарсиса. Зимнее противостояние части народа и власти – это еще не политическая революция. Революция сознания – да, но до революционных изменений страны и системы еще очень далеко. Все-таки это был управляемый процесс (пусть и на грани фола) испугавшимися олигархами, почуявшими скорый конец безраздельного экономического царствования. Страх заставил действовать, прикрываясь благородными намерениями. Майдан сверг сверхклептомана, не решив больше ни одной проблемы. А, напротив, породил новые. Майдан, будем надеяться, со временем, объединит страну. А сейчас он дал новый импульс развитию нашего общества, став частью политического ландшафта.
Евромайдан – чистый бунт, уже не бессмысленный, но все еще беспощадный. Стихийная воля и выкристаллизовавшаяся свобода, анархия и самоорганизация.
Евромайдан возник стихийно, но закономерно. Другими словами, он не был неизбежен, но был порожден множеством давно вызревавших факторов. Однако суть заключалась в том, что не только от его активистов зависело, по какому пути будут развиваться события. Власть и заказчики, постоянно провоцируя противостояние титушками, штурмами и расстрелами, развеяли миф о возможности бескровного («европейского»), но эффективного протеста. Майдан заплатил кровью, войдя в новейшую историю.
Отсутствие лидеров и внятной программы строительства новой страны повернули протестное движение по самому негативному пути.
Майдан открыл ящик Пандоры, из которого на Украину посыпались разнообразные несчастья.
Вот только несколько тяжелейших ошибок, допущенных в эти трагические дни. Они будут еще долго отзываться незатихающим эхом, и влиять на политические процессы:
1) Силовое и незаконное свержение Виктора Януковича породило соблазн повторения, только уже под другими лозунгами. Теперь уже будет невозможно убедить жителей других регионов в том, что «нам» смещать власть можно, а «вам» — нет. Но теперь это не только проблема моей страны, это становится опасным прецедентом и для остальных государств.
2) Следствием «революции» стал хаос управления. Активисты забыли основополагающий принцип политики: если не уверен в том, что перемены пойдут на пользу, лучше ничего не трогать.
3) Вожди Майдана забыли о геополитике. В то время как они должны были ежедневно думать о том, как Кремль прореагирует на то или иное их действие, они предпочли вообще закрыть на это глаза, словно Москвы не существует. Это, возможно, было бы в сильной, процветающей стране. Но нас искусственно подсадили на газовую и родственную иглу, и лишь поэтому мы должны учитывать чуждые нам интересы. Поднимемся и сможем позволить себе такую роскошь, а пока Россия безраздельно действует на нашей территории. Чтобы такого не происходило, необходимо научиться мыслить стратегически.
4) Евромайдан пренебрег мнением «другой Украины», той, что безразлично или негативно воспринимала происходившее в Киеве. В отличие от Восточной Европы в пору «бархатных революций» Украина — расколотое общество, но это обстоятельство упорно во внимание не принималось. Не была провозглашена глобальная цель протеста: свержение Януковича и борьба с коррупцией не заставит большинство жителей пойти до конца и принять идеалы народного движения как свои родные. На майдане был авангард общества, желающего перемен, но не имеющего дорожной карты для успеха. К тому же инициативу очень скоро перехватили обесцененные политики, полностью дискредитировав народный гнев.
5) Снова повторюсь — вопиющей слабостью Майдана была его неспособность выдвинуть новое ответственное поколение лидеров, в результате чего от его имени действовали представители прежней политической элиты, которые, в свою очередь, не контролировали боевой актив Майдана. А власть нерешительностью и постоянными провокациями довела выступление до точки невозврата.
6) Результатом этого стало то, что «полевые командиры» отвергли подписанное 21 февраля соглашение, по которому оппозиция получала почти все, чего добивалась, за исключением немедленной отставки Януковича. Это стало роковой ошибкой Майдана, ибо его противники и внутри, и вне страны получили на руки козырные карты. Вместо контролируемого и легального отхода от власти не устраивавшего их президента (без хаоса и анархии в стране) «победители» получили территориальный распад Украины и вялотекущую гражданскую войну.
7) Другой тяжелой ошибкой стало формирование «правительства победителей» вместо временного правительства. Ведь даже после бегства Януковича можно было смягчить ситуацию, составив коалиционный кабинет, представляющий все силы и, главное, регионы страны. В него могли войти аполитичные специалисты, задачей которых было бы управление государством до новых выборов. Сделано было ровно наоборот.
8) Никакой смены действующих лиц после победы Евромайдана не произошло. Александр Турчинов и Арсений Яценюк на самом верху политической сцены уже много лет и неоднократно занимали самые высшие посты. Они плоть от плоти «элиты», которая правит Украиной после провозглашения независимости. Надеяться, что начавшие свои карьеры еще при Леониде Кучме политики выведут страну на европейские рельсы, по крайней мере, наивно. Более того, якобы революционный и означающий разрыв с прошлым и прорыв в будущее Майдан привел к власти в ключевых областях наиболее одиозных олигархов, что окончательно ставит крест на надеждах на перемены. Впрочем, олигархи приложили руку и финансовую помощь для осуществления «народной мечты». А теперь, взобравшись на официальные политические вершины, узаконили олигархат.
9) Власть в стране «де-факто» перешла в руки одной партии. Ее номинальный лидер стал премьер-министром, а второй человек в партии замкнул на себе две должности – глава парламента и и.о. президента. Фактически законодательную и исполнительную власть возглавляет один человек.
10) Решение о создании отрядов самообороны Евромайдана. Возможно, решение само по себе было и благородным и своевременным, но оно запустило механизм создания незаконных, вооруженных отрядов под разными флагами. Страна тотально вооружается. Появились личные армии, финансируемые денежными мешками и политиками. Кандидаты в президенты призывают людей записываться в дружины. Какими законами регламентируются эти вооруженные соединения? Кому они подчиняются? Что будут делать люди получившие оружие и власть потом? Кто за них отвечает? Вопросов очень много.
11) Никто не просчитывал последствия своих действий, а ответную реакцию даже не брали в расчет.
12) Демонизация «Беркута» Майданом, ожесточенная травля силовых структур в течение зимы означали лишь одно — рубку сука под собой, уничтожение опоры государства, что стало очевидно с первого дня крымского кризиса. Правоохранителей, связанных присягой, всячески толкали на нарушение оной, не понимая, что при любой власти (а на Украине в тот момент — легитимно избранной) их долг — выполнение приказов. Пусть они и защищали золотой унитаз гаранта, пусть и получали 3 000 гривен, пусть они «рабы» и «тупые солдафоны» — это их работа. Без них государство не сможет защищаться. Другое дело, что их нужно было мягко переманить на свою сторону. Но это долгая пластинка. Майдановцы сами разоружили и обессилили Украину в тяжелейший момент ее истории. Аналогично шельмование Януковича (а-ля очернение Николая II русской оппозицией в 1916-1917 годах) порождало ложную уверенность, что все дело в личности президента — стоит свергнуть его, и все наладится. Тогда как Янукович был ничем не хуже по части семейственности, клановости и коррупции, чем любой другой лидер в СНГ, а по части даваемых населению свобод куда как лучше Лукашенко или Назарбаева.
13) Уже сейчас «временное правительство» повторяет тяжелый грех предшественников. В Донецк и Луганск специально привозят военнослужащих из западных областей, увеличивая раскол. Майдан сдерживал крымский и луганский «Беркут». В АТО участвую жители Луцка, Тернополя и т.д. Да, вряд ли абориген терриконов будет стрелять в своих друзей. Но если он в силовых органах государства Украина, то ему должно быть безразлично, где он будет действовать. Его задача обеспечить безопасность страны и не допустить противоправных действий. А так придется назвать вещи своими именами – в Украине идет вялотекущая гражданская война. Она не похожа на обычную войну, как и не похожа была на классическую аннексию спецоперация «зеленых человечков».
14) Затяжка с подписанием правительством Азарова соглашения об ассоциации с ЕС, как сегодня становится очевидным, была не каким-то жульничеством или уступкой России, а вполне обоснованным шагом. Другое дело, что не нужно было трубить о Европе и европейском выборе на каждом углу. Ныне Евросоюз признает свои ошибки на этапе подготовки к подписанию документа, да и правительство Яценюка подписало лишь политическую часть соглашения, отодвинув экономическую в неопределенное будущее. Но на Майдане была представлена крайне упрощенная версия произошедшего, что сильно дезориентировало митингующих и порождало у них необоснованные претензии и
несбыточные упования.
Но главная победа и «ошибка» Евромайдана – это развенчание мифа. Король оказался голым, слабым и глупым. Но таким же оказалось и его королевство. Майдан сорвал условности. Он уничтожил миф о действенности государственной машины. Страны нет! Как нет милиции, СБУ, армии и т.д. Весь государственный механизм, по большому счету, одна коррупционная схема, где снизу наверх идет ежедневно и ежечасно мзда. Только это и держит нас вместе, и заставляет двигаться шестерёнкам.
По большому счету, Евромайдан на данном этапе был не нужен. Да, локально он уничтожил режим Януковича,
который легальными методами, возможно, свергнуть было нельзя. Но это была проблема олигархов и оппозиции.
Евромайдан, повторюсь, не решил ни одной из стоявших перед страной проблем, но породил множество других. Крым потерян. Что будет с Донбассом – непонятно. Каков окажется спад ВВП в этом году — 5%, 7%
или больше? Что будет с ценой на газ и курсом доллара?
Правда политика во многом определяется не реальными фактами, а представлениями о них. Легенда о Майдане создала мощное силовое поле, которое до сих пор воздействует на умы. Мифотворчество в украинском политикуме продолжается — борьба с сепаратистами названа «антитеррористической операцией», что порождает невероятные натяжки, вроде «1500 террористов обороняют Славянск».
Потому важнейшей задачей для Украины является избавление от основополагающих мифов новейшей истории, одним из которых является миф Евромайдана, и переход к спокойному и объективному рассмотрению причин, по которым страна оказалась в столь незавидной ситуации.
Революция, как и все в этом мире, должна случиться вовремя. Хотя любую революцию вначале воспринимает небольшая часть электората, а окраины всегда остаются верны традиции. Все зарождается в центре. Главная ошибка майдана может случиться только тогда, когда большинство увидит полную несостоятельность и неэффективность такого проявления народного гнева, грубо говоря, если от Майданов будет становиться только хуже. А пока политики будут наступать на одни и те же грабли, майдан будет повторяться вновь и вновь.
А чтобы этого не случилось, народ должен осознать, что это их страна, их армия, их «Беркут», их власть, их Донбасс и Ужгород. И ответственность за страну несет каждый в той же мере, как и те, кто нами временно управляет.