Что делать разорившимся
Несмотря на тот факт, что число миллиардеров, если верить новому списку Forbes, выросло чуть ли не вдвое, хотелось бы обратить внимание на прямо противоположную тенденцию. Как люди теряют бизнес – либо сами, либо им в этом «помогают». В кризисные годы, понятно, это стало происходить только чаще. Почему и как бизнесмены разоряются – рассказ отдельный, сложный и трагичный. Как писал Лев Николаевич, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Гораздо интереснее попробовать ответить на вопрос, что делать разорившимся. Человек, потерявший бизнес, обычно глубоко несчастен. И дело даже не столько в том, что такие люди за годы процветания успевают привыкнуть к определенному уровню потребления (хотя и это большая проблема), а в том, что у них успел сформироваться определенный круг общения. Бизнесмены привыкают обсуждать дела насущные неформально, в тесном кругу, а когда вдруг вылетают из бизнес-среды, им очень сложно восстановиться и найти для себя достойное занятие. Бывшие бизнесмены теряют веру в себя, поскольку вчера они были кем-то, и ими многие интересовались (пусть даже не ими, а их деньгами, но это неважно), а сегодня они никто, и прежние приятели начинают стремительно отдаляться. Это серьезный психологический перелом.
Итак, что же делать разорившемуся бизнесмену?
Конечно, большинство с головой уходят в водку и наркотики, и таких примеров я знаю целый воз. Но поговорим все же о рациональных вариантах.
Есть шанс, что разорившегося возьмут на работу такие же бизнесмены. Шанс этот, конечно, очень невелик – если ты разорил свою компанию, то кому ты теперь нужен, такой неуспешный?
На занятия благотворительностью уже нет денег, а творчество… Творчество обычно не приносит достойной денежной отдачи. Можно, конечно, начать писать мемуары, и, если повезет, найдется издатель, предложит 5%, получится около 15 штук за три месяца работы. Это вполне реальный случай из моей практики. Я вот подумал и решил, что это слишком большие деньги, и издателю пришлось отказывать. Думаю, так поступило бы большинство на моем месте.
Можно еще идти путем создания общественных организаций и политических партий. Этим обычно «болеют» бывшие государственные служащие – надувают щеки, формируют какие-то политические союзы. Их спрашивают: «Кто вы?». Они отвечают гордо: «Я – президент». Президент чего? Собственной квартиры?
И в этом свете, на фоне общей безнадеги разоряющихся бизнесменов или близких к этому, хотел бы обратить внимание на действия Сергея Полонского. Да, все мы знаем, что дела у Mirax Group, да и вообще у девелоперов, в кризисное время идут, мягко говоря, не очень. Но что мы видим? Сергей Полонский лично, сам, организовывает экскурсии в башне «Федерация». За сто баксов. Поступок хоть и весьма эксцентричный, но при этом нестандартный, позитивный и, на мой взгляд, заслуживающий уважения.
Конечно, все это подается как рекламная кампания, способ показать объект инвестором и прочее бла-бла-бла. Реакция СМИ на такой «скандальчик» была более чем скромной, а инвесторам экскурсии за сто баксов предлагать даже как-то смешно. Так что это говорит не столько о Mirax Group, сколько о личности самого Полонского.
По этому поступку видно: человек не сломался и готов биться дальше. Он не прячет голову в песок, не находит утешение в алкоголе и не стреляется. Чувствуется, что боец. Это приятно.
Такого варианта самореализации, гибкости, мобильности и подвижности большинству бизнесменов и не хватает. Сказать себе: «А слабо?». И ответить: «Нет, не слабо».
В конце концов, всегда можно построить бизнес заново. Главное – начать. А там и до списка Forbes совсем недалеко.
По материалам slon.ru