Идеи Давоса 2012
Капитализм устарел, не стоит бояться политического ислама, Индия – новый Китай. Новые и не очень идеи, чтобы найти выход из тупика, которые обсуждались на нынешнем экономическом форуме. Мировая элита пытается придумать как жить дальше, а мы скромно предоставим вашему вниманию самые достойные из прозвучавших откровений.
Билл Гейтс: «Никто никогда не говорил, что капитализм решает все проблемы»
Основатель и председатель ВЭФ Клаус Шваб не верит в современный капитализм: «Можно с абсолютной уверенностью сказать, что капиталистическая система в ее нынешней форме абсолютно не вписывается в модель современного мира». По мнению председателя ВЭФ, ошибки политиков и общества в целом привели к финансовому кризису, истинные причины которого – превышение норм дозволенного в финансовой системе. «Мы своевременно не установили правила, которые могли бы воспрепятствовать искажению системы», – заметил он. Шваб полагает, следует разработать новый стиль сотрудничества, который позволит совместно преодолевать возникающие трудности, а не «прятаться в бункер».
Однако основатель компании Microsoft назвал капитализм «феноменальной системой». «Мы живем в нелегкое время, но нет другой системы, которая настолько улучшила бы жизнь человечества», – заявил Гейтс. Но при этом, «голос бедных в основанной на главенстве рынка системе очень слаб».
Миллиардеры, собравшиеся на форуме, называют одной из главных проблем современности неравномерное распределение богатства. В ходе опроса, проведенного Bloomberg, более половины инвесторов сказали, что неравномерное распределение доходов является препятствием для экономического роста. Почти треть из 1209 инвесторов, аналитиков и трейдеров, принявших участие в опросе, отметили, что поддерживают радикальные изменения в капиталистической системе. С этим мнением согласны не все.
Джорж Осборн: «Съездите на Восток и никто из вас больше не скажет, что капитализм в кризисе».
«Налог на финансовые транзакции может стоить ЕС 500 000 рабочих мест. Это безумие», – премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Есть интересная информация по этому поводу. Английские политики всегда защищали банкиров.
Налог на финансовые транзакции был предложен Еврокомиссией как средство «справедливого распределения финансовой нагрузки от негативных последствий глобального кризиса». Это первая попытка упорядочить все соответствующие сборы в рамках одной всеобъемлющей системы.
Ввод налога позволит ежегодно направлять в общеевропейский бюджет около 55 млрд евро. При этом он может замедлить экономический рост блока в долгосрочной перспективе в диапазоне 0,53%–1,76% от ВВП. Принятие новой нормы последовательно поддерживают Франция и Германия, тогда как Лондон находится под мощным давлением банковского лобби и решительно выступает против законопроекта.
«Даже думать об этом в то время, когда мы боремся, чтобы добиться роста наших экономик, это просто безумие», – добавил Кэмерон.
«Россия не заслуживает быть в составе BRICS – не заслуживает совершенно», – президент Eurasia Group Ян Бреммер
«Европу ждет плохой год. Она продолжит пробираться через кризис, и это неважные новости, особенно для ее периферии. То же относится к России. Кстати, я не считаю, что Fitch правомерно снизило им прогноз по рейтингу. Путин, вернувшись к власти, вполне может сказать: «А теперь поднимем качество управления, приведем новых людей». Тем не менее Россия не заслуживает быть в составе BRICS – не заслуживает совершенно. Власть в России слишком сосредоточена в одних руках, она неэффективна, непрозрачна, коррумпирована. Были времена, когда и президент Дмитрий Медведев, и Путин выступали с правильными экономическими речами, но сейчас всем понятно, что президентские выборы в стране – фарс, и народные выступления не изменят их исход. Россия отстает от конкурентов, несмотря на все свои сырьевые богатства. По сравнению с другими странами BRICS Россия не сделала ни единого шага в правильном направлении. Они проигрывают». С его словами согласился профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини: «Еще около года назад, я отметил в своей статье, что Россия вероятно должна покинуть BRICS, а ее место занять Индонезия. У меня позитивное мнение об Индонезии после визитов туда. Еще одно быстрорастущее государство, которое остается за пределами BRICS – Турция. Это растущая страна в экономическом смысле, и показывает дипломатические мускулы на всем Ближнем Востоке».
«Я недавно прочел у Гайдара, что политсистема в стране с душевым доходом в $15 000 – становится другой. Это сейчас Россия!» — первый вице-премьер Игорь Шувалов
«Мы сегодня, проявляя недовольство статусом политической системы, переходим к качеству, которое заслуживаем. Россия заслуживает другой политической системы. И отсталость, и ограниченность политической системы породила вопрос о чрезмерном влиянии государства на экономику, коррупцию, на свободу СМИ».
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев: правительству лучше ни во что не вмешиваться
«Проблема наша не в том, что мы не знаем, что делать. Все мы знаем, что делать – от Кремля и до Болотной площади, до самых до окраин, только не делаем почему-то. Давайте делать. Если бы у нас была государственная программа по созданию iPad или Blackberry, мы бы через 20 лет выдали бы самый большой и самый медленный в мире компьютер. Поэтому самое лучшее, что может сделать правительство наше – это поменьше вмешиваться в деятельность частного бизнеса, создать ему максимально комфортную обстановку с точки зрения в области транзакционных издержек – издержек входа на рынок», – сказал Улюкаев.
Лидеры стран Северной Африки: рост политического ислама не является угрозой для демократии
Среди участников «Давос-2012» были «новички» – лидеры арабской весны, пришедшие к власти после свержения режимов в результате волны недовольства, протестов и революций в Северной Африке. Сессия «От революции к эволюции» была посвящена проблемам управления стран, где зарождение демократии происходит на основе исламского режима. Главной трудностью лидеры североафриканских стран считают боязнь и недоверие мировых инвесторов к ним. «Инвестируйте в нас, не бойтесь нас», – призывают они. «Я не думаю, что новые режимы должны быть названы политическими исламистскими режимами. Мы должны быть осторожны с нашей терминологии… Впервые в арабском мире, у нас есть свободные и честные выборы, которые привели к демократическим режимам», – заявляет премьер-министр Туниса Хаммади Джебали.
Майкл Спэнс: «Век товаров под лейблом «Made in China» заканчивается»
Считает лауреат Нобелевской премии по экономике Майкл Спэнс. Новой «мировой фабрикой», по его мнению, может стать Индия: «Индия может поучаствовать в гонке. Но я пока не уверен, что к такой идее индийские власти отнесутся достаточно серьезно». По словам Спэнса, КНР постепенно проходит период, когда выгоднее всего производить товары на своей территории. Скоро эта экономика войдет в ряд достаточно развитых, а значит, стоимость труда достигнет уровня, когда компании всерьез начинают задумываться о перенесении производства за рубеж. Спэнс напоминает, что в прошлом такой путь прошли западные страны.
Глава Unilever Пол Полман: «В следующие несколько лет миру понадобится количество еды, эквивалентное произведенному в последние 10 000 лет».
«Время дешевого продовольствия закончилась. Я ожидаю, что цены на все продовольствие повысятся по крайней мере на 2–3%», – считает Полман и предлагает «потратить на производство на несколько десятков миллиардов долларов в год больше», чтобы накормить бедных.
Двумя факторами, которые приведут к повышению цен, Полман считает не снижающийся спрос на продовольствие и неустойчивые климатические и природные условия для земледелия. «Более миллиарда ложатся спать голодными, и это количество выросло примерно на 50–60 миллионов с 2008 года. Мы должны собраться вместе для определения долгосрочного подхода к повышению продовольственной безопасности».
И еще несколько идей одной строкой:
Египетский общественный деятель Моез Масуд: «Печатные газеты – это сувениры».
Джордж Сорос: «Рынок не всегда прав».
Глава администрации Гонконга Дональд Цанг: «Помогайте банкам, только если они помогают небольшим предприятиям и бедным».