Китай новый центр мировой культуры
Эксперты аналитической компании Artprice подсчитали, как экономический рост Китая изменил структуру глобального арт-рынка. Общий доход от продаж искусства в Китае в 2011 году составил $4,9 млрд. Китай с большим отрывом обошел США ($2,72 млрд) и Великобританию ($2,4 млрд).
Основной показатель, по которому можно оценивать арт-рынок, – это результаты продаж произведений искусства на аукционах. Продажи китайских аукционных домов за год выросли в полтора раза и занимают теперь 41% мирового рынка. Пекин, на который приходится, по подсчетам Artprice $3,17 млрд, то есть 27% мировых доходов арт-рынка, похоже, становится новой культурной столицей мира (точнее, столицей культурной торговли).
Китай | 41,4 |
США | 23,6 |
Великобритания | 19,4 |
Франция | 4,5 |
Германия | 1,8 |
Швейцария | 1,4 |
Италия | 1,2 |
Другие | 6,7 |
Источник: Artprice
Уже 5 аукционных домов Китая находятся среди мировых лидеров по продажам современного искусства: Poly, China Guardian, Beijing Hanhaï, Shanghaï Tianheng и Beijing CNTC. За последние десять лет доля всемирноизвестных аукционных домов Christie’s и Sotheby’s на мировом рынке значительно уменьшилась – с 73 % до 47%. И то, что они до сих пор наверху рейтинга по оборотам – результат их переориентации на Азию. Особенно бурно растут их филиалы в Гонконге. А China Guardian занимает теперь третье место в списке лидирующих мировых аукционных домов, на него приходится $902 млн продаж (почти 8% мирового рынка). Именно на этом аукционе был продан самый дорогой в мире лот прошлого года: «Орел на сосне» китайского художника Ци Байши ($57,2 млн). С этой и другими самыми дорогими полотнами прошлого года, а также рейтингом самых дорогих художников современности можно ознакомиться здесь.
Сразу 6 китайцев вошли в рейтинг самых дорогих художников мира. Причем, возглавляет рейтинг Чжань Дацянь. Долгое время державший первое место Пабло Пикассо в этом году лишь на четвертом месте. Рынок толкают вверх не только полотна художников XX и XXI века. В моде и старинная живопись: в прошлом году за нее выложили в общей сложности $704 млн. Соответствующие показатели в Великобритании и США составили $248 млн и $128 млн.
Что происходит? Объяснение довольно предсказуемо: прекрасное тянется к деньгам. В 2005 году в Китае было 300 000 долларовых миллионеров, а сейчас их миллион, и большинство – моложе 50 лет. Бурным спросом пользуется, конечно, местное искусство. Точно так же именно российские покупатели разогревают рынок русского искусства. С той лишь разницей, что у китайцев денег больше. Стоит ли теперь считать, что китайские полотна – это лучшее, что создал человеческий гений? Вряд ли на китайских аукционах выставляются вещи лучшего качества, чем во всем остальном мире. Но при этом, в среднем, лишь около 20% лотов в Китае остаются нераспроданными – почти вдвое ниже среднемирового показателя. Это говорит о том, что китайский покупатель очень богат, но не очень разборчив.