Шпионы возвращаются
Две американские компании Kindsight и Phorm решили реанимировать крайне непопулярный механизм слежки за пользователями для поставщиков интернет-рекламы: а именно, шпионить за передаваемыми данными, как это делают корпоративные системы защиты от утечек и государственные средства перехвата (СОРМ).
Как нетрудно догадаться, большинство пользователей будут не в восторге, поэтому сервис формально предоставляется только тем, кто выразил явное желание им пользоваться. Однако предлагается модель opt-in: тихо включить, а потом отключить тем, кто пожаловался.
Зачем это нужно? Якобы все это позволяет проводить более глубокое профилирование, лучше таргетировать рекламу. В основе – патентованный метод дифференциации пользователей, работающих на одном компьютере и даже больше: один и тот же человек «по работе» и «для себя» интересуется совершенно разными вещами.
Компании заявляют, что приняты все возможные меры, чтобы учесть пожелания пользователей, озабоченных проблемами приватности: не будет инспектироваться электронная почта, история веб-браузинга и заходы на некоторые сайты, например, связанные с медициной и здоровьем. Правда, учитывая, что здоровье, страховка и юридические услуги – самые лакомые и драгоценные на этом рынке (порой переходы на тематический сайт продаются за десятки долларов «за клик»), поверить в это довольно сложно. За отсутствие рекламы нужно будет платить, то есть, видимо, с рекламой интернет будет или бесплатен, или предлагаться со значительной скидкой.
Проблемы приватности, однако, волнуют многих, а не отдельных параноиков, как можно было бы подумать. И решаются они не так уж просто (попробуйте хотя бы пользоваться сетью с отключенными cookies!). Прошлая попытка сделать нечто подобное в США, предпринятая в 2008 году компанией NebuAd, провалилась с треском, с неприятными юридическими последствиями для самой компании и интернет-провайдеров, заключивших с ней соглашение. Однако, идея, как мы видим, не умирает: даже злополучный Боб Дайкес, основатель NebuAd, говорит, что если бы у него была еще одна попытка, он бы сделал все по-другому и придумал бы, как строить сервис на модели opt-in.
Phorm, между тем, компания интересная. «Получайте ваш любимый контент просто, практично и бесплатно! Приватность гарантируется – никакие персональные данные вводить не нужно!» – так звучит реклама на домашней странице бразильского сервиса этой компании Navegador. Да-да, спасибо, успокоили. Кто же такие эти милые ребята?
До июля 2007 года они продавали услуги под названием 121Media. А еще раньше – AdIntelligence и PeopleOnPage. Вот что думают про них в известной антивирусной компании F-Secure. Оказывается, наши друзья уже проявили себя, засовывая на компьютеры пользователей spyware, adware и руткиты в 2005–2006 г.г. А чуть позже они переключились на новые многообещающие технологии (кстати, обнаруживается партнерство с китайской компанией Huawei) и еще тогда же, в 2006 году, они начали «живую обкатку» на британских провайдерах: BT, VirginMedia и TalkTalk. Там пользователи тоже были недовольны. Тем более, что ранняя версия «сервиса» использовала не DPI, а прямое вмешательство в передаваемые данные, добавляя в веб-страницы некий javascript.
Что особенно неприятно: в отличие от случаев в США, серьезные юридические последствия для участников в Британии так и не наступили. Впрочем, что значит «серьезные»? Американские провайдеры свалили вину на NebuAd, NebuAd закрыт, а разборки с провайдерами тянутся до сих пор. А какие именно пользовательские данные «утекли» в Phorm, не знает вообще никто.
Дает ли новый сервис какие-то уникальные возможности рекламщикам? Да нет же: профилирование на основе уже внедренных другими коммерческими игроками технологий работает достаточно хорошо, вся эта информация и так есть у активных на этом рынке компаний: поисковых систем и рекламных фирм, специализирующихся на трекинге пользователей. Есть и более продвинутые игроки: например, малоизвестная широким кругам компания RapLeaf знает больше: она сопоставляет данные из сети с данными из публичных государственных баз данных. То есть она может знать, как вас зовут, ваши политические взгляды и интересы, общественную активность и т.д. Конечно, рекламодателю информация предоставляется анонимно, а из сервиса можно самоустраниться… если знать о его существовании.
Но все проще, и этого никто не скрывает: дело не в патентованных технологиях, а в попытке передела рынка трекинга, конкуренция на котором уже и так достаточно сильна, а крупных игроков не так много. И их не может быть много, потому что для независимого от поисковых систем и социальных сетей трекинга нужен широкий охват сайтов, размещающих «шпионские» компоненты. Новый игрок – новая точка сбора данных. Теперь выгоду получат (надеются получить) интернет-провайдеры, о которых один из американских аналитиков говорит: «у них есть информация и они чувствуют, что должны иметь возможность ей воспользоваться».
Вы бы на это согласились? Я лучше заплачу двадцать долларов в месяц за интернет. Но как показывает ситуация с британскими провайдерами, выбор есть не всегда.